Защита прав предпринимателей Пищевой промышленности от рейдерства и захватов - Союз Пищевой Промышленности

Защита прав предпринимателей Пищевой промышленности от рейдерства и захватов

Людмила К. Айвар

Вице-президент, зам председателя Исполкома

 Союза пищевой промышленности,  председатель экспертного совета уполномоченного  по правам предпринимателей, д.ю.н., профессор, адвокат.

Защита прав предпринимателей Пищевой промышленности от рейдерства и захватов

 

Рейдерство в России трудно доказать и предсказать. Это правонарушение может случиться с бизнесом любого масштаба и в любой сфере. Россия — страна все еще с переходной экономикой, и, как ни печально, рейдерские захваты носят здесь системный характер, представляя собой серьезную угрозу для каждого любого производства пищевой промышленности. По данные Национального антикоррупционного комитета ежегодно в России производится около 700 тысяч рейдерских захватов. При этом многие исследователи отмечают, что подавляющая часть из них остается практически безнаказанной – против рейдеров заводится 10% уголовных дел. Но это лишь примерные цифры, поскольку рейдерство носит латентный характер.

Важным направлением продовольственной безопасности Правительства стала защита экономических и имущественных интересов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, незаконные притязания на которые являются дестабилизацией нормальной деятельности и угрозой национальной безопасности.

Рейдерство условно можно разделить на три категории. Белое рейдерство протекает условно в рамках закона. Рейдеры срывают собрания акционеров и учредителей, выкупают доли слабых игроков, назначают своего директора, устраивают дополнительные проверки фирмы контролирующими органами и т.д. Все эти действия во многом проводятся в белой зоне законодательства. Серое рейдерство на грани преступления и законной деятельности. На определенных этапах такого вида захвата могут быть совершены правонарушения и преступления, но, по сути, это не преступный метод. Черный рейд подразумевает под собой использование действий, противоречащих закону: подкупа, шантажа, угроз, силового проникновения на предприятие, подделки судебных решений, коррупционная срощенность с недобросовестными правоохранителями и так далее.

В Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей проводит большую работу по защите бизнеса от рейдерских захватов и будучи Председателем Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей, а также руководителем Общественной приемной, наша команда адвокатов приходит на помощь бизнесу в таких непростых, как с экономической, юридический, а также моральной точки зрения, вопросах. Здесь и оспаривание незаконных, мошеннических сделок по недружественным сияниям и поглощениям, арбитражные, гражданские дела, незаконное уголовное преследование, вплоть до арестов и «посадок» руководителей и владельцев бизнеса с использованием недобросовестных сотрудников правоохранительных органов. Материал излагается не только с теоретической, но прежде всего с практической точеки зрения.

Почему предприятия становятся легкой добычей рейдеров? Многие из предпринимателей сегодня юридически очень слабо подкованы. Зачастую даже не знают, как правильно написать исковое заявление, проигрывают в судах. Часто вообще не знают, в какую инстанцию им нужно идти для защиты своих прав. Средний и малый бизнес в процессе выживания не может позволите себе иметь хорошего штатного юриста, чтобы просчитать все возможные риски, а многие юристы просто не знают, как это сделать, ведь профессиональные рейдеры придумывают всё новые и новые схемы отъёма экономически выгодного предприятия или с целью расправы с конкурентами.

Приглянувшееся предприятие становится объектом многочисленных «заказных» проверок. В этом случае Уполномоченный имеет право с письменного согласия предпринимателя участвовать в выездной проверке любого надзорного органа. Если бизнесмен знает, что у него скоро будет проверка, он может обратиться к Уполномоченному и либо сам уполномоченный, либо его представители будут участвовать в этой проверке. Они не подписывают никаких актов, но являются дополнительной гарантией обеспечения прав предпринимателей. Само присутствие третьих лиц, уполномоченных защищать права предпринимателей может уберечь последних от незаконных действий проверяющих и пресечения умышленного придумывания несуществующих нарушений. И это часть работы по пресечению рейдерского захвата. Как правило рейдеры нацелены на предприятия, необеспеченные правовой защитой.

В большинстве случаем схемы рейдерского захвата переходят в светлые зоны и, создавая видимость законности рейдеры добиваются незаконного «отжимания» бизнеса благодаря, например, возможности создания видимости законной деятельности кредитора. Например, собрав информацию о компании-жертве из открытых источников (онлайн-сервисы ФССП, ФНС, арбитражных судов и т.д.) либо путем установления контакта с работниками компании из числа менеджеров, бухгалтеров, юристов, рейдер анализирует ее на предмет выявления способа формирования контролируемой задолженности. После формирования массы критичной задолженности (например путем скупки долгов у мелких кредиторов), рейдер обращается в арбитражный суд с заявлением о признании компании-жертвы несостоятельной (банкротом) либо задействует административный ресурс – тогда инициатором банкротства выступает уполномоченный орган, а кредитор-рейдер оказывается лишь привлеченным к процедуре участником, который достигает преступной цели захвата бизнеса (или имущества), оставаясь в тени уполномоченного органа. Далее рейдеры привлекают “лояльного арбитражного управляющего”, компания-жертва при этом, в соответствии с действующим законодательством, лишена при рассмотрении судом заявления о банкротстве процессуальной возможности возражать против предложенной рейдерами кандидатуры. Таким образом, рейдер получает контроль над предприятием (при наличии иных кредиторов рейдеры вводят в процедуру “фиктивных” кредиторов, которые обеспечивают на собраниях принятие необходимых захватчику решений в части распределения денежных активов и вывода имущества должника на этапе конкурсного производства). Примеров тому достаточно.

Пример рейдерского захвата завода по производству детского питания путем фальсификации документов, генеральный директор которого путем фальсификации документов, произвел отчуждение акций завода третьему лицу – иностранному гражданину. Тот в свою очередь продал долговые бумаги другому лицу, который инициировал процедуру банкротства завода. Были поданы иски о признании ничтожными сделок купли-продажи, заключенные между заводом третьими лицами. Решениями Арбитражного суда корпоративный контроль над компанией был восстановлен – суды пришли к выводам о неправомерности действий генерального директора, были возбуждены уголовные дела (ст. 159 УК РФ). Но на это ушли годы. Работа завода по производству детского питания была дестабилизирована.

Усиливается рейдерство и через банковский сектор, ввиду возрастающей потребности участников рынка в увеличении объемов кредитных обязательств и создания обременения на активы. Банки получают возможности по организации давления на заемщиков ввиду отсутствия у последних возможности пролонгации кредитных договоров; падения стоимости заложенных активов; отсутствия обязанности кредитора на дачу согласия на сделку с заложенным активом, даже если выручка от сделки превышает сумму долга заемщика; наличия у кредиторов прав требования досрочного полного погашения кредитных обязательств.

Проблема рейдерства не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, одной из причин подобного положения вещей представляется отсутствие адекватных уголовно-правовых запретов и уголовно-правовой защиты. В зависимости от способа захвата виновных лиц могут привлечь к уголовной ответственности более чем по десяти статьям УК РФ. Наиболее распространенной в судебной практике является ст. 159 УК РФ, предусматривающая ответственность за мошенничество – хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Кроме того, действия рейдеров могут подпадать под ст. 179 “Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения”, ст. 170 “Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом”, ст. 170.1 “Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета”, ст. 173.1 “Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица”, 173.2 “Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица”, ст. 185.5 “Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества”, ст. 186 “Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг” и иные статьи УК РФ в зависимости от обстоятельств дела. Однако на практике большая часть из поименованных статей не получила широкого распространения, а напротив в отношении бизнесменов возбуждаются уголовные дела и им избирается мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, хотя и в уголовно-процессуальный кодекс внесены поправки о недопустимости заключения под стражу лиц, обвиняемых в экономических преступлениях, тем не менее такие случаи нередки и пока вышестоящие суды будут разбираться «бизнес уже ушел». Домашний арест или запрет определенных действий также не решает вопрос защиты бизнеса т.к. применяются значительные ограничения и запреты.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти. Рассматривает обращения, связанные с нарушением прав предпринимателей, а также имеет возможность приостановить действие принятого нормативно-правового акта или решение государственного служащего до рассмотрения этого решения в суде. Федеральным законом учрежден отдельный государственный орган, подчиняющийся президенту РФ.

Кроме того, омбудсмен наделяется специальными полномочиями.
Ключевые из них:

  • обращаться в суд с заявлением о признании недействительными решений государственных органов (за исключением прокуратуры, Следственного комитета и судебных органов) и муниципалитетов;
  • обращаться в суд с исками о защите прав предпринимателей и групп юридических лиц (предпринимателей);
  • обжаловать вступившие в силу судебные акты арбитражных судов;
  • получать от органов государственной власти и муниципалитетов необходимую информацию;
  • беспрепятственно посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;
  • без специального разрешения посещать обвиняемых и осужденных по «предпринимательским статьям» в местах содержания под стражей и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
  • участвовать в выездных проверках государственными органами предприятий;
  • направлять президенту РФ и в Правительство РФ предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

 

Мы успешно осуществляют деятельность по защите прав предпринимателей от рейдерских захватов как на этапе предотвращения, так и на этапе уже возникшей процедуры, защищая своих предпринимателей во всех структурах власти, в правоохранительных органах и судах.