Производство гречневой крупы в России в сезоне 2022/2023 может стать рекордным, а снижение производства риса в результате аварии на кубанском гидроузле не стало критичным. Как результаты производства отразятся на ценах и почему России в принципе не грозит дефицит каких-либо круп, разбирался Forbes
Производство гречневой крупы в России в этом сезоне (длится с сентября по август) вырастет до рекордных объемов, заявила «Интерфаксу» заместитель гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Ирина Глазунова. С сентября прошлого года по апрель текущего переработчики произвели 382 000 т гречки, что на 22 000 т больше, чем за аналогичный период прошлого сезона. На этом фоне сокращаются цены на гречку.
Производство круп в целом демонстрирует снижение. Всего, по данным ИКАР, за восемь месяцев этого сезона произведено всего 1,274 млн т круп различных видов, что на 0,02 млн т меньше результата за тот же период прошлого сезона. Основное снижение — в производстве риса. Его за восемь месяцев текущего сезона, по данным ИКАР, удалось получить 366 000 т, что на 36 000 т ниже результата годом ранее. Как обстоят дела с другими видами круп и какова будет динамика цен на них?
Богатый урожай
Снижение цен на гречку происходит благодаря богатому урожаю прошлого года, отмечает председатель исполкома Союза пищевой промышленности Игорь Трунов. Отпускные цены на внутреннем рынке на гречку у производителей снижаются с августа прошлого года, отмечает партнер «НЭО Центра» Альбина Корягина: средние цены за январь-май 2023 года оказались на 48% ниже аналогичных показателей прошлого года. Аналогичная динамика и в рознице. Исторический максимум цен на гречу, по данным «НЭО Центра», был зафиксирован в мае 2022 года — 144,23 рубля за кг. После цены начали снижаться. И в мае 2023 года составили 90,99 рубля — это исторический минимум с 2021 года.
В 2010 году было собрано 340 000 т гречихи, а в 2017 году это валовый сбор достигал пика — 1,5 млн т. После этого, напоминает Корягина, сельхозпроизводители скорректировали свою политику, далее происходило снижение посевов и сбора этой гречихи. Но все равно собранный урожай в 2021 году в размере 920 000 т почти втрое превышает урожай 2010-го. «Такой рекордный рост страна уже не смогла переварить, даже при наращивании экспорта, — отмечает Корягина. — Поэтому начиная с прошлого года рынок отреагировал на перепроизводство этой культуры, и цены стали стабильно снижаться. Экспорт гречки растет. В 2022 году ее вывезли на 45% больше, чем в 2021 году — всего 67 800 т.
Но у этой ситуации есть и обратная сторона. «Высокий урожай может создать проблемы, в этом году так и получилось — переизбыток крупы уронил цены на нее, соответственно, ожидается и снижение рентабельности производителей. И в следующем сезоне аграрии могут засеять уже меньше количество га под культурой», — поясняет Трунов.
Больше риса
В отличие от гречки урожай риса в стране достаточно стабилен, ежегодные отклонения от средних значений находятся в пределах 5%, отмечает Корягина. В 2022 году производство риса выросло на 2,6%, по сравнению с 2021-м, и достигло 529 100 т.
При этом урожай прошлого года оказался ниже ожидаемого из-за аварии на Федоровском гидроузле в Краснодарском крае (основном регионе-производителе риса, на который приходится 70% объемов). Мост и часть шлюзов Федоровского гидроузла обрушились в апреле 2022 года, и это чуть не оставило без воды рисовые поля площадью 67 000 га. Ситуацию удалось стабилизировать за счет строительства временной дамбы. В итоге площади сева сократились на 30 000 га, с отставанием прошла посевная кампания. Всего рисом в 2022 году в России было засеяно 90 000 га вместо 119 000 запланированных. Кроме того, аграрии Кубани понесли потери при уборке из-за дождливой погоды.
«И все же ситуация с рисом довольно спокойная, импорт легко можно увеличить, и мировые цены на него сейчас находятся на относительно невысоких уровнях», — говорит президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Игорь Свириденко. Для стабилизации ситуации с 1 июля прошлого года и до 30 июня этого действовал запрет на экспорт риса (не распространявшийся на поставки в страны ЕАЭС). Минсельхоз предлагал продлить ограничения до конца 2023 года.
Отпускные цены на рис в I квартале 2023 года оказались на 92% выше цен аналогичного периода 2020-го и на 47% выше, чем в 2022-м, приводит данные «НЭО Центр». При этом цены на рис в рознице повысились не так заметно — если в январе 2023 года по отношению к январю 2022-го рост составил 22%, то далее цены на рис стали плавно снижаться, уже в мае они были лишь на 9% выше в годовом измерении.
Оптовые цены на российский рис с конца весны остаются на уровне 78 000 рублей за т. Импортный рис пока дешевле — около 70 000 рублей за продукцию из Вьетнама и почти 68 000 рублей за тонну крупы из Таиланда. В 2022 году разрыв цен на импорт и экспорт риса значительно увеличился — если в 2021 году импортный рис был на 17% дешевле нашего риса на экспорт, то в 2022-м стал на 60% дешевле. При этом объемы импорта в натуральном выражении выросли в 3,4 раза. «Очевидно, что именно кратное наращивание дешевого импорта помогло снизить цены в рознице», — указывает Корягина. Импорт риса в Россию в прошлом году, по оценке генерального директора «ПроЗерно» Владимира Петриченко, составил около 150 000 т, что примерно равно традиционному объему экспорта, а в 2023 году можно ожидать роста импорта до 200 000 т.
В ближайший сезон проблем с выращиванием круп, гречневой и риса в частности, не будет, полагает Игорь Трунов: «Природный фактор здесь наиболее весомый, но, согласно прогнозам, особых погодных катаклизмов не ожидается». Гораздо большее влияние на ценовую конъюнктуру окажут глобальные факторы, такие как курс валют и стоимость самого производства. А ресурсы для производства (удобрения, техника, средства защиты растений) для растениеводов, в частности для рисовой отрасли, увеличиваются в цене, отмечал весной заместитель директора «Федерального научного центра риса» Виктор Ковалев.
Стабильная база
По данным ИКАР, в нынешнем сезоне сократилось не только производство риса. Институт фиксирует снижение производства пшена (с 80 000 т до 73 000 т). В январе-апреле 2023 года также наблюдается сокращение выпуска манной крупы (с 36 900 т до 31 600 т) и перловой (с 35 300 т до 30 400 т). При этом производство кукурузной крупы выросло с 25 100 т до 28 400 т, овсяной — с 21 200 т до 24 300 т.
Потребление круп россиянами немного — в среднем на 1,7% в год — растет, говорит Альбина Корягина. Крупяные культуры, отмечает Игорь Трунов, традиционно являются основой рациона, происходят лишь сезонные колебания — зимой в отсутствие большого количества свежих овощей и фруктов их едят больше.
Но, добавляет Корягина, потребление макарон растет быстрее — на 3,2%, а картофеля — на 4,2% в среднем в год. «Внутри группы круп есть взаимные перетекания: например, потребление перловой крупы, гороха, пшена стабильно снижается, а риса и гречки — растет. В целом же ассортимент потребляемых круп сужается», — замечает Корягина. Даже появление таких ранее малораспространенных круп, как кускус, булгур и даже кукурузной, по словам эксперта, стало нормой лишь для достаточно ограниченной группы населения. В целом в период сокращения доходов населения ассортимент потребляемых продуктов стал более скудным, по-настоящему растет потребление лишь не самых полезных, насыщенных крахмалами макарон и картофеля.
Крупы могут запасаться на долгий срок, и в России продолжают наращивать современные мощности по их хранению, говорит Трунов. «Сейчас в стране крупы достаточно для годового обеспечения населения страны», — добавляет Игорь Свириденко. Производство последние годы было стабильно, а любой ажиотажный спрос и искусственно создаваемый дефицит не имеет под собой производственно обоснованных причин — исключительно социальные, считает эксперт. Возникающие на рынке «ситуации дефицита», говорит Трунов, связаны с тем, что агрокомпании придерживают продукцию, создавая временное снижение предложения, и взвинчивают цены. «В период моратория на проверки бизнеса ретейл и оптовики не совсем честно используют рыночные механизмы», — поясняет собеседник Forbes. Даже в те годы, когда снижение урожая тех или иных крупяных культур повышало цены производителей, не было ситуаций реальной нехватки продукции.
При желании и необходимости производство манной крупы можно нарастить очень быстро — даже в два-пять раз, добавляет Свириденко, так как это промежуточный продукт в производстве муки. С другими крупами ситуация схожа — можно нарастить производство товарных круп, например из ячменя (из него делают перловку, голландку и ячневую крупу). «Сырья в России выращивается в количествах, достаточных для удовлетворения нужд всех потребителей: и для производства крупы, и для кормов, и для экспорта», — резюмирует эксперт.