В трех регионах России — Чеченской Республике, Ставропольском крае и Тульской области — с 1 января 2023 года проведут эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о подземных и поверхностных водных объектах, используемых для питьевого водоснабжения. Это определено в проекте постановления кабмина, подготовленного Минприроды. Документ опубликован на официальном портале проектов нормативных актов 18 ноября.
Горная, равнинная и центральная
Как следует из текста проекта постановления, эксперимент продлится с 1 января по 31 декабря 2023 года. За это время источники питьевой воды планируют пересчитать в трех регионах — Чеченской Республике, Ставропольском крае и Тульской области.
«Чечня — это горная республика. На Ставрополье есть канал, который снабжает водой сразу несколько областей. Тульская область — центральная часть России», — сказал сенатор.
Сколько в мире воды
Учесть источники питьевой воды необходимо потому, что ее на планете становится все меньше, объяснил Митин. Пресная вода составляет только три процента водных запасов в мире, при этом для использования доступно не более четырех процентов такой воды, остальные кроются глубоко под землей, в ледниках или высоко в горах.
К тому же не вся пресная вода может использоваться как питьевая. «Буквально на днях было официально объявлено, что население земли достигло восьми миллиардов человек. Из них уже сейчас половина людей не имеет доступа к питьевой воде. Другая же половина все чаще употребляет воду в виде готового продукта — в упаковке, и ее цена за литр аналогична стоимости нефти и бензина», — сказал сенатор.
Таким образом, питьевая вода с каждым годом становится на земле все более ценным ресурсом. Сам по себе реестр, конечно, не увеличивает количество воды, но он дает возможность оценить ресурсы, предположить риски и выявить потери, считает Митин.
Например, с помощью системы можно будет проконтролировать потери воды на этапе добычи и транспортировки, заявляют авторы инициативы. «Простой пример — Крым. Много говорят, что там есть сложности с питьевой водой. При этом имеющаяся там вода полностью покрывает потребности региона. Потери же воды, а это до 30 процентов, происходят на этапе ее транспортировки, из-за плохого состояния сетей», — отметил сенатор.
Также с помощью системы власти планируют выявлять места, где вода сейчас добывается незаконно. В итоге, как ожидают авторы инициативы, доходы в бюджет от водного налога и неналоговых платежей, взимаемых при пользовании недрами и водными объектами, повысятся.
«Каждый источник должен иметь совершенно четкие дебет и кредит, — считает Сергей Митин. — Например, скважины, из которых добывается больше 500 кубометров воды, считаются федеральной собственностью, а скважины меньшие по объему состоят на балансе регионов и муниципалитетов. Это разные лицензии, все это также надо учесть и свести в системе».
Как ожидается, полученные сведения внесут в новую информсистему «Питьевое водоснабжение», отвечать за которую будет Федеральное агентство по недропользованию. Такая норма содержится в поправках к Закону «О водоснабжении и водоотведении». Документ также размещен на портале проектов нормативных актов 18 ноября.
Источниками воды для систем хозяйственно-питьевого водоснабжения могут быть поверхностные водные объекты (реки, озера, водохранилища) и запасы подземных вод (грунтовые, межпластовые и так далее). Сейчас учет таких запасов ведется по отдельности, единой системы нет, подтвердили «Парламентской газете» в Институте водных проблем (ИВП) РАН.
Однако объединять в одну базу и поверхностные, и подземные воды нецелесообразно, считает ведущий научный сотрудник ИВП РАН Юрий Медовар. «Например, Москва сидит на поверхностном водозаборе, а Подмосковье — на подземном водозаборе, как их свести в одну систему? А как учесть колодцы в деревнях или скважины на дачных участках?» — задался вопросами эксперт.
Учет воды должен решать главную задачу — управление ее качеством и прогнозирование достаточности ресурсов, считает заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод ИВП РАН, доктор технических наук Михаил Болгов. «Пока система в том виде, котором она представлена, эти проблемы не решает», — считает эксперт.